Восстановление автомобильных аккумуляторов схема

Схема восстановления автомобильного аккумулятора

Для восстановления и тренировки аккумуляторных батарей лучше всего задавать импульсный ток заряда на уровне 5 А. При этом разрядный ток составит около 0,5 А. Он в первую очередь определен номиналом сопротивления резистора R4. Схема построена так, что заряд АКБ происходит токовыми импульсами в течение одной половины периода сетевого напряжения, в тот момент, когда напряжение на выходе устройства превысит уровень потенциала на аккумуляторе. В течение другого полупериода диоды VD1, VD2 заперты и батарея разряжается через сопротивление нагрузки R4.

Значение тока заряда настраивается переменным резистором R2 по аналоговому амперметру. Учитывая, что во время заряда часть тока идет и через сопротивление R4 (10%), то показания амперметра должны быть 1,8 А (для импульсного зарядного тока в районе 5 А), так как аналоговый амперметр показывает среднее значение тока за период времени, а заряд происходит в течение половины периода.

В схеме имеется защита батареи от неконтролируемого разряда в случае случайного пропадания сетевого напряжения. В этом варианте развития события, реле К1 своими контактами разорвет цепь подсоединения аккумуляторной батареи.

Реле К1 взял старое советское типа РПУ-0 с рабочим напряжением обмотки на 24 В, последовательно с обмоткой включил ограничительное сопротивление. Для этой схемы подойдет практически любой трансформатор мощностью не ниже 150 Вт с напряжением во вторичной обмотке примерно 22-25 В.

Технология восстановления автомобильных аккумуляторов переменным током позволяет достаточно быстро снизить внутреннее сопротивление практически до заводского уровня, при минимальном нагреве электролита. Положительный полупериод тока задействован полностью при зарядке автомобильных батарей с минимальной рабочей сульфатацией, когда мощности импульсного тока заряда хватает для восстановления пластин АКБ.

При восстановлении АКБ с длительным сроком эксплуатации рекомендуется использовать оба полупериода переменного тока в соизмеримых величинах: при зарядном токе величиной в 0,05С (С — емкость), ток разряда выбирается в диапазоне 1/10-1/20 оттока заряда. Интервал времени тока заряда не должен быть более 5 мс, т. о процесс восстановление должен происходить на максимальном уровне напряжения положительной части синусоиды, при которой энергии импульса хватает для химического перехода сульфата свинца в аморфное состояние. Освободившийся остаток SO4 повышает плотность электролита до тех пор, пока все кристаллы сульфата свинца не восстановятся, при этом из-за происходящего электролиза напряжение на аккумуляторной батареи возрастет.

При зарядно-восстановительных процедурах требуется использовать максимальную токовую амплитуду при минимуме времени его действия. Крутой передний фронт токового импульса расплавляет кристаллы сульфата, когда другие методы не приносят ощутимых результатов. Время между зарядом и разрядом требуется также для охлаждения пластин и рекомбинацию электронов в кислотном электролите. Плавное падение тока во второй полуволне синусоиды создает необходимые условия для торможения электронов при переходе тока в отрицательную полуволну синусоиды через точку нуля. Для создания необходимых условий восстановления используется тиристорно-диодная схема регулирования тока. Тиристор во время своего переключения вырабатывает достаточно крутой передний токовый фронт и практически не подвержен нагреву во время работы, в отличии от возможного транзисторного исполнения. Синхронизация импульса тока заряда с питающим напряжением снижает вероятный уровень помех.

Момент роста уровня напряжения на батареи контролируется добавлением в схему отрицательной обратной связи по напряжению, с батареи на ждущий мультивибратор на микросхеме таймере DA1. Также в конструкции используется температурный датчик для защиты от перегрева основных силовых компонентов. Токовый регулятор заряда позволяет задать начальный уровень тока восстановления, исходя от параметров емкости аккумулятора. Контроль среднего тока заряда осуществляется по аналоговому амперметру с линейной шкалой и внутренним шунтом. В его оказаниях токи суммируются, поэтому показания среднего зарядного тока будут занижены.

Не следует долгое время подавать на батарею только отрицательную токовую полуволну — это приводит к разряду батареи с переполюсовкой пластин. В заряженной батареи всегда идет саморазряд из-за разного уровня плотности верхнего и нижнего уровня электролита в банке и других факторов.

В состав принципиальной схемы входит ждущий мультивибратор — генератор синхронизированных импульсов на широко распространенном таймере КР1006ВИ1, усилитель амплитуды токового импульса выполнен на биполярном транзисторе VT1, температурный датчик и усилитель напряжения отрицательной обратной связи на VT2 Напряжение синхронизации идет с двухполупериодного выпрямителя на диодах VD3, VD4 и поступает через резисторный делитель напряжения R13, R14 на второй вход нижнего компаратора микросборки DA1.

Частота импульсов ждущего мультивибратора определяется параметрами резисторов R1, R2 и емкости С1. В начальный момент на третьем выходе DA1 имеется высокий уровень напряжения при отсутствии на втором входе DA1 напряжения выше 1/3 Uп, после его появления микросборка срабатывает с порогом, заданным резистором R14, на выходе генерируется импульс с периодом 10 мс и длительностью, зависящей от положения регулятора переменного сопротивления R2, — времени заряда емкости конденсатора С1. Сопротивление R1 задает минимальную длительность импульсов на выходе. Пятый вывод микросборки имеет прямой доступ к точке 2/3 Un внутреннего делителя напряжения. С ростом напряжения на батареи в конце заряда отпирается биполярный транзистор VT2 цепи отрицательной обратной связи и падает напряжение на пятом выводе DA1, с длительность импульса сокращается, время работы открытого тиристора падает. Импульс с третьего пина таймера через резистор R5 следует на вход усилителя на VT1.

Усиленный импульс через оптопару поступает на управляющий электрод тиристора, тиристор открывается и подает в цепь восстановления автомобильного аккумулятора импульс двухполупериодного тока заряда с продолжительностью, зависящей от положения движка переменного сопротивления R2. Резисторы R9, R10 защищают оптопару от возможных перегрузок. Температура силовых компонентов контролируется терморезистором R11, установленного в делителе цепи отрицательной ОС. С ростом температуры сопротивления терморезистора падает и шунтирование транзистором VT2 пятого вывода микросхемы, длительность импульса падает — ток тоже.

Питание таймера в схеме стабилизировано стабилитроном VD1. Электронная конструкция питается от вторичной обмотки трансформатора через VD2-VD4, пульсации сглаживаются емкостью С3. Тиристор питается от двухполупериодного пульсирующего напряжением и выполняет функцию ключа с регулируемым временем включения положительных токовых импульсов, отрицательный импульс следует в автомобильный аккумулятор с однополупериодного выпрямителя VD5.

В гелевых аккумуляторах нет газа – гелия, в них электролит просто находится в состоянии геля. Поэтому, не стоит опасаться за разгерметизацию, данный тип необслуживаемых аккумуляторов вполне можно открыть, при условии, что его не получается зарядить, и напряжение на нём просело ниже уровня в 10 В.

В гелевых аккумуляторах обязательно имеется электролит на основе воды, которая является типовым расходным материалом АКБ, так как она, при восстановлении с помощью электролиза разрушается на гидроксильную группу и водород. А утечку самого легкого элемента в окружающий воздух, прекратить практически невозможно, т.к водород просачивается через резиновые колпачки-клапаны, находящиеся под внешней пластмассовой крышкой.

Для восстановления гелевого аккумулятора необхожимо сорвать приклеенную верхнюю крышку, и вытащить все колпачки-клапаны. Воды надо долить совсем немного – залитая жидкость будет впитываться в фильтровальную бумагу, поэтому через полчаса проверьте – сколько дистиллированной воды осталось в каждой секции батареи. Ее уровень должен слегка покрывать поверхность пластин, поэтому лишнюю воду рекомендуется откачать с помощью резиновой груши.

Далее переходим к восстановлению длительным заряжанием.

Для этого закрываем все отсеки АКБ на колпачки-клапаны. А также не забываем накрыть их внешней крышкой, и придавливаем ее грузом (приклеим чуть позже). Во время заряда через колпачки будет скидываться избыточное давление, из-за образования водорода, а крышка будет служить для них препятствием.

Потерявшая ёмкость батарея из-за высыхания электролита, н начальный момент заряда не будет потреблять ток от ЗУ, поэтому напряжение следует выбрать в районе 15 В.

Заряжать придётся довольно долго – пока батарея не начнёт потреблять ток. Но если через 15 часов она не «кушает Амперы», то не ждите от моря погоды, а повышайте напряжение зарядного устройства до 20 В и не оставляйте аккумулятор без присмотра, до момента начала потребления тока.

Хорошо «раскачивает» нежелающий заряжаться аккумулятор метод, при котором сначала дают АКБ зарядиться, а потом разряжают её – и так поочерёдно, небольшими временными интервалами. Первые циклы, должны осуществляться под высоким напряжением – в районе 30 В, а в последующих напряжение зарядки нужно плавно снижать до 14 В.

Разряжать подзарядившейся аккумулятор нужно совсем маленькой нагрузкой например лампочкой или резистором на 5 или 10 Вт при этом следите за напряжением на АКБ, чтобы оно не стало ниже 10,5 В.

После того как вам удалось заставить «проблемный» аккумулятор потреблять ток, продолжайте восстанавливать его до полного заряда длительным заряжанием малым током где-то на уровне 0,05 от ёмкости.

Восстановление автомобильных аккумуляторов своими руками: технология, инструкция и рекомендации

Каждому водителю известно, что аккумуляторная батарея является именно той частью машины, без которой невозможна никакая езда. Именно от нее зависит его работоспособность. После выхода аккумуляторной батареи из строя каждый автолюбитель вправе самостоятельно решить, что с ней делать дальше. Многие спешат ее заменить, поскольку гарантийный срок истек. Для того чтобы быть уверенным, что батарея исчерпала себя, необходимо знать признаки. Самыми простыми из них являются:

  • быстрая разрядка емкости аккумулятора;
  • частая подзарядка.

По вопросу рационального использования указанного оборудования существует множество мнений. Большая часть автовладельцев считают, что восстановление батареи совершенно бессмысленная затея и трата времени. Более экономные водители предпочитают поэкспериментировать и попытаться исправить недостатки. А вдруг она еще послужит некоторое время?

Что требуется для его восстановления?

Нам нужны следующие составляющие:

  • электролит;
  • дистиллированная вода;
  • прибор, позволяющий измерить плотность вещества;
  • зарядное;
  • специальная десульфатирующая присадка.

Причины неисправности

Перед тем как провести восстановление автомобильных аккумуляторов, необходимо разобраться в причинах неисправности.

  1. Сульфатация пластин, способствующая полной разрядке батареи.
  2. Порча электролита, что приводит к разрушению угольных пластин.
  3. Выкипание электролита в результате замыкания. Одна из самых серьезных проблем.

Важно! Раздутая и вымерзшая батарея не подлежит восстановлению! Для того чтобы никогда не сталкиваться с вопросом о восстановление автомобильных аккумуляторов, необходимо принять во внимание рекомендации, указанные ниже.

Рекомендации по уходу за оборудованием:

  • Несколько раз в месяц контролируйте плотность электролита.
  • При низкотемпературных условиях эксплуатации транспорта, плотность электролита должна равняться 1,40 г/куб. см.
  • Его зарядка должна сопровождаться током в 10 раз меньшей емкости.
  • При температуре ниже -25 градусов запрещается оставлять автотранспорт на открытой автостоянке, поскольку существует возможность перемерзания АКБ, в результате чего она выйдет из строя.

Восстановление автомобильного аккумулятора своими руками

Поскольку он является незаменимой частью машины, без него невозможно движение вообще. По виду данные устройства делятся на кислотные, щелочные и литиевые. В некоторых случаях кислотные называют свинцово-гелиевыми. Поговорим об этом виде аккумуляторов. Основное их применений – это автомобили и карманные фонарики. Срок службы у них маленький, но они подлежат ремонту. Рассмотрим восстановление автомобильных аккумуляторов своими руками.

Это метод многоразовой зарядки небольшим током с кратковременными перерывами между зарядами. Постепенно в батарее начинается повышение напряжения, она перестает принимать заряд. За это время происходит следующее:

  • Выравнивание пластин.
  • Снижение напряжения на аккумуляторе при кратковременном перерыве. Это происходит за счет растекания плотного электрода в межэлектродное пространство. Восстановление емкости необслуживаемых автомобильных аккумуляторов происходит по мере наполнения АКБ. Происходит увеличение плотности электролита, что способствует его приведению в работоспособное состояние.

Полная замена электролита. Практикуется в кислотных батареях. Для этого необходимо полностью слить электролит со старого аккумулятора и тщательно промыть его водой. Промывание следует сделать несколько раз. Лучше будет, если вода горячая. Далее приготовьте раствор, состоящий из 3 ч. л. соды и стакана воды. Разбавляем кипяченой водой, наливаем еще раз и выжидаем 20 минут. Потом придется еще несколько раз повторить указанную процедуру. Желательно не менее 3 раз. Восстановление автомобильных аккумуляторов требует терпения.

Когда батарея выглядит изнутри как новенькая, можно заливать электролит и проводить новую зарядку в течение суток. Следует помнить! Восстановленный аккумулятор нужно заряжать 1 раз в десять дней. Длительность заряда составляет 6 часов.

Методом «обратки». Для этого понадобится дополнительное оборудование. Идеальным вариантом будет сварочный аппарат. Процесс зарядки должен проводиться в обратном порядке. Не стоит пугаться, если аккумулятор закипит. Это нормальный процесс для данного метода. Длительность зарядки составляет полчаса. После проведенной процедуры нужно слить старый электролит, хорошенько промыть детали и залить новый. Далее возьмите обычное зарядное устройство 10А-15А и подзарядите восстановленный аккумулятор. Внимание, не запутайтесь! После ремонта заводской плюс станет минусом, и наоборот.

Самый быстрый и эффективный. Батарея может полностью восстановиться в течение часа. Разряженную батарею предварительно заряжают и сливают электролит. Затем следует провести тщательную промывку. В чистый аккумулятор залейте аммиачный раствор, состоящий из 2% трилона и 5% аммиака. Начнется процесс десульфатации, который будет сопровождаться брызгами. Прекращение выделения газов будет свидетельствовать о том, что процесс близится к завершению.

Если сульфатация слишком усиленная, это говорит о том, что нужно еще повторить обработку раствором. После обработки промойте еще раз аккумулятор. Теперь он готов к наполнению новым электролитом. Далее проводится восстановление емкости автомобильного аккумулятора. Она должна равняться рекомендованной в техническом паспорте. Как видите, восстановление автомобильных аккумуляторов возможно. И это вовсе не миф. Для облегчения работы существует устройство для восстановления автомобильных аккумуляторов. Оно используется в случае выхода из строя в результате неправильной эксплуатации. Обычно они имеют засульфатированный вид.

Что дает этот способ?

Данный способ позволяет:

  • быстро проводить восстановление батареи;
  • использовать устройство для профилактических целей.

Также существует методика восстановления элемента путем заряда асимметричным током. Восстановление автомобильных аккумуляторов, схема которого приведена ниже, способно обеспечить ускоренный заряд.

Выход АКБ из строя может быть связан не только с окончанием срока годности, но и по причине длительного его бездействия. Если такое приключилось, вам необходимо сделать ему срочную реанимацию и привести в чувство. Для этого нужно провести восстановление автомобильного аккумулятора зарядным устройством. Сразу же возникает вопрос о том, какое устройство быстрее и качественнее справится с поставленной задачей. Оказывается, зарядка должна иметь больший показатель напряжения, чем у аккумулятора.

Все они подразделяются на следующие группы:

  1. Трансформаторные, имеющие трансформатор и выпрямитель большого размера.
  2. Импульсные – способны работать от трансформатора облегченного типа.

В данное статье рассмотрены все основные способы ремонта батареи, включая и восстановление необслуживаемого автомобильного аккумулятора. В заключение хочется обратить внимание, что только предотвращение неисправностей может продлить срок службы оборудованию. Для этого следует бережно относиться к каждой части детали. Проводить регулярное его обслуживание. Руководствоваться технической характеристикой, которая прилагается к элементу при его покупке.

Заключение

Сама батарея не требует пристального внимания. Главное, своевременно подзаряжать ее. Не стоит экономить на приобретении качественного зарядного устройства. Лучше один раз раскошелиться и быть уверенным, что оно всегда будет под рукой в любой момент. Перед установкой на зарядку контролируйте уровень электролита. Если он не соответствует норме – устраните недостаток. При выполнении указанного действия не забудьте уделить внимание плотности, которую нужно проверить в каждой банке. Различий между показателями быть не должно. Допускается минимальная погрешность. Перед установкой АКБ внимательно проверьте напряжение, которое дает генератор, чтобы исключить перезаряд. При установке на авто только купленной батареи, пожалуйста, закрепите ее прочно, во избежание повреждений деталей.

Как восстановить автомобильный аккумулятор

Очень часто у владельцев автомобилей возникают проблемы с аккумулятором после длительного срока эксплуатации. Над проблемой увеличения срока службы бьются как ведущие мировые специалисты, так и обычные автовладельцы. На данный момент существует несколько наиболее распространенных и популярных способа восстановления, что позволяет продлить срок службы и отсрочить необходимость покупки новой аккумуляторной батареи.

Как правило, подобная проблема дает о себе знать спустя 2-3 года после начала использования. И именно в этот период больше всего мучает вопрос, как восстановить автомобильный аккумулятор?

Принцип работы

Схема устройства

Современные автомобильные аккумуляторы эксплуатируются в смешанном режиме: при запуске двигателя активно потребляется стартовый ток, а во время движение происходит подзарядка от генератора.

Как уже было сказано, через несколько лет аккумулятор начинает «садится», в результате он перестает «держать» заряд. В этом случае возникают проблемы с запуском двигателя, прокручиванием старетра, работой во время движения и т.д.

Это не означает, что аккумуляторную батарею нужно сразу же выкидывать. Как только начинают проявляться первые признаки, следует сразу же принять соответствующие меры.

Существует несколько основных способов зарядки аккумулятора:

Зарядка батареи малым током в течение длительного периода времени;

Зарядка батареи в дистиллированной воде;

Глубокие разряды малым током.

Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев при появлении признаков разрядки батареи есть возможность ее восстановить, так что она вполне сможет прослужить еще пару сезонов.

Если аккумулятор хорошего качества (не китайского производства), то его срок службы можно увеличить практически вдвое.

Неисправности аккумулятора

Многие неисправности и проблемы с аккумулятором зачастую возникают из-за неправильной эксплуатации или несоблюдения технических требований. Поэтому профилактические меры порой оказываются весьма полезными и действенными.

Распространенной проблемой является засульфатированность пластин батареи. Это приводит к резкому падению емкости батареи, вплоть до полной потери заряда. В результате этого аккумулятор просто не способен подать ток, необходимый для запуска двигателя.

Снижение емкости батареи;

Эффект закипания и образование газов;

Повышенное напряжение на электродах;

Деформация и значительный нагрев пластин.

Для выявления причин неполадок необходим прибор проверки накопителей питания.

Еще одной причиной проблем с аккумулятором является разрушение пластин. Характерным признаком является почернение электролита в результате осыпания угля.

Также неполадки могут возникнуть из-за обычного замыкания в какой-либо секции. Обнаружить данную проблему можно по нагреву пластин и выкипанию электролита в одной из секций.

Зарядка аккумулятора

Особый порядок зарядки

После диагностического осмотра можно приступать к восстановлению заряда аккумулятора. Один из способов восстановления — длительная зарядка малым током. Данный способ хорошо действует при незначительной сульфатации. Для сначала необходимо долить дистиллированной воды немного выше обычного уровня.

АКБ подключается к источнику тока (0,1 емкости) и заряжается до начала газообразования. После этого делается перерыв на полчаса.

Повторное подключение происходит к току в десять раз меньше изначального (0,01 емкости), а зарядка ведется до начала сильного газообразования. После этого также делается перерыв.

Процедура повторяется несколько раз.

В общем сложности на это может уходить несколько суток, но в результате можно повысить удельный вес раствора электролита до необходимого уровня (не менее 5 мм над верхними кромками пластин).

В процессе зарядки необходимо следить за уровнем электролита и при необходимости подливать дистиллированную воду, либо раствор серной кислоты (удельный вес 1,18).

Еще один способ — восстановление заряда в дистиллированной воде.

Аккумулятор разряжается до 9В;

Электролит сливается и заменяется дистиллированной водой;

Через час АКБ ставится на зарядку. Величина тока должна быть такой, чтобы на зажимах напряжение не превышало 11,5В;

Как только удельный вес электролита повышается до уровня 1,1-1,12, зарядный ток устанавливается на уровне 0,2 нормального зарядного тока;

Зарядка прекращается, когда начинается газообразование, а удельный вес раствора перестанет увеличиваться;

АКБ ставится на разряд в течение 1,5-2 часов, величина тока — 0,2 разрядного.

Необходимо повторять циклы разряда-заряда до тех пор пока удельный вес электролита не дойдет до нормы.

Продробную информацию о зарядке аккумулятора вы сможете найти в следующем видеоматериале:

Категория DS